Идеи о путешествиях на мотоцикле привлекают меня уже очень давно. Сначала было прочтено и перечитано множество историй о дальних и не очень путешествиях, как по разным направлениям нашей необъятной родины, так и по территориям других государств. С приобретением своего мотоцикла стало возможным начать понемногу кататься самому. Как оказалось, даже сравнительно небольшие поездки на расстояния 300-400 км в одну сторону позволяют полностью сменить обстановку, отвлечься от рабочей рутины и погрузиться в совершенно иной мир со своими ценностями и приоритетами. Даже за пару дней в пути возможно посетить удивительные места, познакомиться с интереснейшими людьми и при желании найти себе приключений на пятую точку Постепенно стало хотеться более серьезных маршрутов и дальних расстояний. Прошлой осенью в компании единомышленников мы стали думать, куда бы нам отправиться в следующем сезоне. В итоге решили поехать на Байкал. Байкал притягивал уникальной природой, множеством достопримечательностей и восторженными отзывами побывавших там. Как обычно бывает, находились различные дела и причины, препятствующие выезду, поэтому в итоге старт состоялся только в конце августа. Первоначально планировали ехать исключительно на мотоциклах, однако, на момент выезда состав нашей команды получился весьма разношерстным по технической части: Вадим ехал на максискутере Honda SH 300, Вика на небольшом круизере Honda Rebel, я на Yamaha XV 1100 Virago и Мария на Toyota Allion ZRT 260. Предвосхищая события, можно отметить, что в пути на некоторых участках дороги мы с Марией уезжали немного вперед, т.к. крейсерская скорость Ребела составляла 90-100 км/ч и иногда хотелось чуть большей скорости.
Что касается маршрута, то было решено добраться за три дня до Иркутска, посетить курортный поселок Листвянка, после чего отправиться на юго-восточное побережье Байкала, заехав в Слюдянку и на Теплые озера. Слюдянка знаменита железнодорожным вокзалом из белого мрамора. Теплые озера были привлекательны потому, что согласно информации из Интернета, вода в них прогревается до 25 градусов и мы предвкушали пляжный отдых в случае, если окажемся недостаточно суровы, чтобы купаться в Байкале (напомню, что выезд планировался на конец августа).
День первый, 17 августа. г. Бердск-пос. Козулька (880 км).
В четыре утра зазвонил будильник. Туговато соображая с утра, спускаюсь в гараж и выкатываю загодя заправленную под горлышко бензобака Вирагу. На улице еще совсем темно. Последние проверки, мотоцикл заводится с пол оборота и мерно гудит двигателем. Через некоторое время подъезжает Мария, несмотря на столь ранний час, очень позитивно настроенная. Простившись с родными, мы выдвигаемся в путь. Двигатель мерно гудит, вселяя уверенность. Дорога практически пустая, только изредка встречаются автомобили. Мимо проносятся темные улицы Бердска и безлюдные остановки. Проезжаем мост через Бердь, пост ДПС, повороты в Академгородок и подъезжаем к месту встречи - Музею паровозов. Именно эта точка чаще всего служит отправной для наших поездок, дальних и не очень. Вадима с Викой пока нет. Пытаюсь согреть замерзшие руки, на улице холодно. Ждем минут десять, и, наконец, видим два огонька. Через несколько мгновений наша компания уже в полном составе, мы весело здороваемся и смеёмся над известными только нам шутками. Делаем первые фотографии, перемещаем часть багажа в багажник автомобиля и отправляемся в путь. Первые километры дальнего пути проходят по ирреально пустым улицам Новосибирска, на выезде из города видим группу велосипедистов с рюкзаками и приветственно сигналим им. Становится светлее, автомобилей вокруг прибавляется. При наборе скорости вновь ощущается холод, руки резко замерзают, и я остро сожалею о том, что горнолыжные перчатки остались дома. Перспектива проехать не одну тысячу километров, постоянно обмерзая, совсем не радует. Дорога периодически ныряет в низинки, заполненные туманом. Останавливаемся в Болотном, чтобы позавтракать в кафе. Набрав еды, перемещаемся за дальний столик, тут же становясь центром всеобщего внимания и обсуждений. Обнаруживаем, что корреляция между наличием майонеза под видом сметаны в борще и нашими предварительными пожеланиями отсутствует совершенно, решаем, что майонез кладется в борщ автоматически, через одну тарелку. Подкрепившись, заправляем мотоциклы и двигаемся дальше. Проезжаем границу Новосибирской области, затем поворот в Юргу. Ненадолго останавливаемся неподалеку от кольцевой развязки у Топков. Раскладываем карты, распечатанные с интернета, обсуждаем, как лучше проехать через Кемерово. Кемерово встречает нас множеством машин, даже попадаем в небольшую пробку. На выезде из города меня охватывает странное чувство: дальше в эту сторону я никогда до этого не ездил, а впереди еще столько дней пути! Что ждет нас впереди, оправдаются ли наши ожидания, не возникнет ли непреодолимых препятствий? Сейчас ответов на эти вопросы нет, это можно только проверить временем и километрами дороги. Трасса становится все более извилистой, много спусков и подъемов, справа и слева – темные хвойные леса с острыми макушками деревьев. Машин почти нет, и мы прибавляем скорость: Вадим устремляется вперед, я стараюсь не отставать. SH 300 гораздо лучше приспособлена для прохождения поворотов и временами мне приходится притормаживать, чтобы Вирага прошла по намеченной траектории. На асфальте много стыков, встречаются неровности, некоторые из которых существенно встряхивают мотоцикл. Впереди показалась стела «Мариинск», и мы останавливаемся у нее передохнуть и сфотографироваться. Вид стелы очень необычен, она выполнена в виде старинного острога. Этим объясняется большая популярность этого места для свадебных прогулок: пока мы там были, к стеле подъехало несколько весело гудящих кортежей.
Осматривая мотоцикл, обнаруживаю пропажу декоративной крышечки, которая должна закрывать аккумуляторный отсек. Вероятно, она отцепилась при встряске на одном из жестких стыков асфальта. Мария говорит, что видела что-то на дороге, поэтому мы возвращаемся километров на 20 назад, внимательно разглядывая асфальт и обочины, но крышку так и не находим. Что же, Yahoo/eBay в помощь по возвращении домой! Прошу Марию впредь собирать все детали, которые отвалятся от наших мотоциклов. На заправке в Мариинске встречаем странный трайк с двумя мужчинами и решаем, что это местные жители. Вадим подходит поинтересоваться, что это у них за конструкция такая, но в ответ на вопрос мы слышим что-то вроде «Рашн – ноу!». Выясняется, что это граждане Ирландии с машиной поддержки совершают мотопробег по маршруту Европа-Россия-США с заездом в Монголию, конечной точкой пробега является Нью-Йорк. Трайк у них самодельный, на нем установлен французский турбодизельный двигатель. Скромно потупив взор, сообщаю им, что мы всего-навсего едем на Байкал из Новосибирска.
Пожелав друг другу удачного пути, прощаемся с ирландцами и отправляемся далее. Сам Мариинск город запомнился домами с резными наличниками и множеством светофоров главной улице.
При подъезде к Ачинску справа видим огромные отвалы Ачинского глиноземного комбината, которые вызывают ассоциации с марсианскими пейзажами из фильма «Вспомнить всё». Становится пасмурно, затем начинается мелкий дождик и постепенно темнеет. Наконец, добираемся до гостиницы у пос. Козулька (примерно в 100 км не доезжая до Красноярска). Работники гостиницы предоставляют нам закрывающийся гараж для мотоциклов, машину ставим на охраняемую стоянку за воротами. За ночь с нас берут по 500 рублей с человека. Располагаемся в номере и спускаемся со второго этажа на первый, где расположено кафе. Сверившись с местным временем, перевожу свои часы на час вперёд: мы пересекли часовой пояс. Цены в кафе оказываются достаточно высокими, но с другой стороны порции просто огромны. После ужина, возвращаемся в номер, где делимся впечатлениями от первого дня пути и, немного посмотрев телевизор, проваливаемся в сон.